St. Petersburg Musician Magazine 01(138) - page 22

PRorock Питерский #0
С
егодняшний музы
кальный мир Петер
бурга пёстрый и мас
совый — огромное
количество музыкан
тов, клубов, тусовок... Середи
на десятых перестала удивлять
тем, что твой однокурсник —
музыкант, ведь сейчас музы
кантом стать стало очень лег
ко: купи гитару, сними репети
ционную точку, найди ещё пару
ребят с инструментами и через
социальную Сеть организуй
концерт... И вот, вы стали груп
пой. Своих друзей, пришедших
на первое выступление, вы на
зываете теперь поклонниками,
и, в общем то, всё равно, что
этих самых поклонников вы уп
рашиваете прийти на концерт,
а организатор не платит вам ни
копейки...
Я хорошо помню свой пер
вый клубный концерт, который
посетил как зритель. Мои од
нокурсники в ночь с 7 на 8 мар
та 2004 года выступали на ка
ком то ночном мероприятии
в клубе
«Орландина»
, кото
рый был на улице Мира. Вмес
те с ними тогда играла эпа
тажная команда
«Электра» —
сейчас их вокалист
Игорь
Антоновский
сотрудничает
с телевидением и недавно вы
пустил книжку.
Тот концерт в «Орландине»
был феноменальным — ни од
ного знакомого имени в афише
и полный клуб веселящихся
людей. Каждый выступающий
удостоился внимания, каждый
был услышан, а кто то остался
в памяти на десятилетие...
До заката клубной культуры
оставались считанные годы,
а в кассетных плеерах звучали
переписанные друзьями аль
бомы молодых и, конечно же,
готовых покорить весь мир, ан
деграундных музыкантов.
В первой половине ну
левых, разбавив пестроту пи
терской сцены мрачными
красками, обозначился крен
в сторону тяжёлой альтернати
вы. Промоутер
Павел Клинов
сёк фишку, и в самом большом
клубе города
«Порт»
в сере
дине десятилетия всё чаще
стали звучать зубодробитель
ные аккорды
«Психеи»
,
Jane
Air
и
Amatory
. После
Дима По
рубов
из «Психеи» вусмерть
разругается с Клиновым, а сво
их собратьев по оружию начнёт
обвинять в том, что они раскру
тились за счёт его популярнос
ти…Но тогда, в середине нуле
вых, волна, поднятая тяжёлыми
командами, казалось, вот вот
накроет всю страну.
Особняком в нулевые стоя
ла группа
«Враги»
— депрес
сивные выпускники одного из
военных училищ, склонные
в своей меланхолии уйти
в мрачное веселье и вдруг вы
дать на гора пару бессмертных
хитов про руки, лесбиянку или
ещё что нибудь не менее зажи
гательное. Попытка прируче
ния их одной из московских
радиостанций не имела прак
тически никакого успеха: апо
феозом этого абсурдного
предприятия стал дуэт с
Лай
мой Вайкуле
на одном из те
леканалов в новогоднюю ночь.
Но до истории с радио назва
ние коллектива передавалось
из уст в уста. Когда вышел их
второй альбом «Никарагуа»,
кассеты с ним разлетелись как
горячие пирожки — название
команды на обложке внушало
доверие. Даже если ты не
слышал ранее ни одной их пе
сни, сарафанное радио ра
ботало эффективнее любой
FM станции!
Молодые коллективы не
редко выпускались на неболь
шом лейбле
«Караван»
— бес
системном настолько, что,
к примеру, на презентацию
свежевыпущенного альбома
группы
«Прорва»
«Прорву»
нужно было собирать заново:
пока ребята ждали выхода кас
сеты, команда успела раз
валиться…
Здоровую конкуренцию
«Караван рекордз» составила
компания
«КапКан»
. Эти ребя
та чётко знали, что они делают,
кого и зачем издают. Каждый
их релиз сопровождался гром
кими событиями, концертами
и невиданными доселе среди
андеграундных групп авто
граф сессиями. «КапКан» бил
по всем фронтам: фестивали,
компакт диски, мерч...
В Питере не было такого
количества клубов, как сейчас.
И каждый клуб был особенным:
«Орландина» имела репутацию
весёлого бардака и откровен
ной помойки, клуб
«Манхэт
тен»
воспринимался как место
сбора эстетствующих чудиков,
клуб
«Легенда»
, хоть и был хо
рошим местом, но располагал
ся у черта на рогах,
«Арктику»
оккупировали металлисты, до
«Порта» нужно было дорасти,
а в
Fish Fabrique
разгуляться,
не упав на чей нибудь стол, бы
ло невозможно. В нулевых про
должал нести знамя «клуба но
мер один»
«Молоко»
— сейчас
на его месте находится клуб
«Арт Кросс»
. Попасть на сцену
«Молока» значило получить пу
тёвку во все другие клубы го
рода, а то и страны!
В то время ещё действова
ла система, в соответствии
с которой для того, чтобы уст
роить концерт, необходимо бы
ло предоставить демо запись.
Арт директора клубов тща
тельно следили за тем, какая
музыка звучит со сцены их за
ведений, а в «Молоке» прине
сённые материалы отслушива
лись с особой тщательностью.
Сегодня подобная практика
ушла, в любом клубе можно ус
лышать совершенно разных ис
полнителей. «Хорошо!» — ска
жете вы. «Плохо!» — отвечу я.
Клубы потеряли своё лицо,
и если в нулевых, отправляясь
в «Молоко», ты, не глядя в афи
шу, знал, что будет что то инте
ресное, то сейчас в клуб про
сто так не пойдёшь. А пойдёшь
на своих друзей, ведь арт ди
ректора, забыв о приставке
«арт», просят сейчас не хоро
шей музыки, а привести с со
бой побольше знакомых... Же
лательно, совершеннолетних,
пьющих и платежеспособных:
выручка бара стала самым
главным источником дохода
для небольших концертных
площадок.
В нулевых демки писали
кто во что горазд. Кто то — до
ма, кто то притаскивал на ре
петиционную базу портасту
дию, кто то раскошеливался на
студию всамделешнюю и как
демо запись выдавал вполне
себе альбомные треки. Иногда
записи были и вовсе экзотиче
скими. Первая демка группы
«Харакири»
, например, пред
ставляла собой записанную на
кассетный диктофон репети
цию. В 2007 безлимитный Ин
тернет уже не был экзотикой,
и для того, чтобы послать по
мэйлу запись арт директору
одного из клубов, я вставил
кассету в музыкальный центр,
к динамику пододвинул вклю
чённый в компьютер микрофон
и с помощью какой то про
стенькой программы перепи
сал её и сохранил в mp3.
Качество первых демо за
писей нынешних звёзд пи
терской альтернативы всегда
оставляло желать лучшего, но
директора даже сквозь шипе
ние, не обращая внимания
на, местами, скверное пение
и кривую игру, умудрялись рас
слышать материал и понять его
потенциал.
Конечно, даже среди само
го глубокого андеграунда была
своя элита, а были группы, ко
торыми арт директора затыка
ли дыры в программе. Неред
ко они менялись ролями. Кто
был ничем, тот станет всем!
Когда мне было лет 20, чи
тая воспоминания олдовых ро
керов о 80 х и 90 х, я с чистой
совестью принимал эти запис
ки за мемуары откровенных
нытиков. Мол, раньше и пиво
было гуще, и девочки — сго
ворчивее... Теперь я сам пишу
что то подобное. В своё оправ
дание хочу сказать, что я не пы
таюсь заявить, что сейчас всё
стало хуже. Я просто хочу отме
тить, что всё стало совсем по
другому. А уж прогресс это или
регресс — решать тебе... Да,
именно тебе, молодому, амби
циозному и, конечно же, та
лантливому музыканту, соби
рающемуся на свой первый
концерт. Ты готов изменить
этот мир, ты уверен, что хо
чешь стать рок звездой? Тебе
интересно, что было до тебя,
и важно ли тебе, что будет по
сле? Ну, я жду ответа!
Святослав КОРОВИН
Фото из личного архива Святослава КОРОВИНА
1...,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21 23,24,25,26,27,28,29,30,31,...32
Powered by FlippingBook