St. Petersburg Musician Magazine 11(137) - page 14

Ч
то важнее — музыка
или вокал, творческая
единица или плано
мерная работа над со
бой? В эпоху «вседос
тупности» музыкальной подачи
петь, независимо от способнос
тей и наличия музыкального об
разования, решаются многие.
И именно в связи с многообра
зием исполнителей, коллекти
вов, жанров и направлений пе
дагог по вокалу приобретает
важнуюроль «спасителя челове
ческого слуха»…
Об этом и многом другом
мы побеседовали с педагогом
эстрадно джазовой вокальной
подготовки
Ириной Кипарис
.
После окончания аспиранту
рыИринасталаработатьпедаго
гомнаотделенииэстрадно джа
зовойподготовкивмузыкальной
школе
«Надхнення»
(на русском
языке—
«Вдохновение»
), гдесо
временем стала заведующей.
А спустя некоторое время было
принято решение переехать
в Санкт Петербург. По приезду
стала работать в вокальной сту
дии при ДК «Выборгский», а за
темгодпреподавалавСанкт Пе
тербургском институте культуры
и искусств. Именно тогда Ирине
пришла в голову идея попробо
вать открыть своюстудию. И вот,
24 декабря 2015 года студия
«Кипарис»
отпразднует свой
первыйбольшойюбилей—5лет!
—Ирина, как в вашей жиз
ни появиласьмузыка?
—Музыка в нашемдоме бы
лавсегда. Изпроигрывателя зву
чали голоса различных знамени
тых исполнителей, которым вся
семья подпевала. Но меня до
глубины души затронула песня
«Айсберг» висполнении
А.Б.Пу
гачёвой
. С этой песней я прихо
дила в детский сад и уходила из
него, со временем ещё добави
лась песня «Миллион алых роз».
Петь я могла целый день—и для
мамы стало очевидным, чем всё
это закончится. Ещё одно неза
бываемоевпечатлениеоказална
меня увиденныймноюв детском
возрасте клип
МайклаДжексо
на
«BAD», благодаря которому
стало ясно, что можно перво
классно петь и танцевать одно
временно. Каким трудом этого
можно достичь — стало понятно
со временем.
—Когдаквамприходитно
выйученик, каквыоцениваете
его уровень?
—Прошу спеть песню, кото
рая, на его взгляд, ему подходит.
Вовремяпроцессапения анали
зирую, что голосу даётся легче,
что сложнее, как сильно развито
слуховое восприятие, после че
го устанавливается уровень!
— Если уровень ученика
низкий, сможет ли он в итоге
добиться успехов?
— Конечно! Но для этого
должна быть расположенность
(способность) к музыке, слабо
развитый, но музыкальный слух
долженприсутствовать. Ведь су
ществуют три нормы, которые
могут развиваться в выбранной
сфере творчества: 1 — одарён
ность, 2 — талант, 3 — способ
ность. Пение — это тоже своего
рода спорт, как фигурное ката
ние, художественная гимнасти
ка, бальные танцы... На первый
взглядвосхищает лёгкость, эсте
тика, профессионализм качест
венного шоу, а в основе лежит
адский труд над фундаменталь
ными упражнениями и силой во
ли, запрет на любимые продук
ты, которыевредят голосу, диеты
дляфизическойформы. Но если
способныйученик усерднорабо
тает, у негобудут прекрасныере
зультаты и он запросто сможет
«наступитьнапятку» одарённому
певцу.
—Отказываетеливыкому
нибудь в обучении?
— Да! Когда человек не же
лает нести ответственность за
свой голос и считает, что доста
точноуроковспедагогом, адома
делать ничего не нужно. Очень
часто приходят за чудо таблет
кой «Хочу стать Звездой за 1
урок», но за 1 урок, за 1 месяц
человек петь не научится. Поче
му ребёнок, который по 4 часа
вдень ежедневнодолженсовер
шенствовать игру на фортепиа
но, или спортсмен, который сам
качает пресс, а педагог и тренер
направляют, контролируют и по
казывают, как правильно, пони
мают, что это ежедневный труд
и нет чудо таблетки, а, к сожа
лению, многиевокалисты—нет?
У вас на животе есть пресс, ко
торый появился в силу того, что
завасегокачал тренер?Поэтому
тот, кто готов к работе, остаётся,
а с тем, кто не желает, мы рас
стаёмся.
— Кто к вам, в основном,
приходитвстудиюзаниматься
вокалом — молодые или воз
растные?
— В моей студии на сего
дняшний день занимаются раз
ные возрастные категории — от
13до60лет. Ксчастью, ужелания
научиться петь нет возраста!
— С какими основными
проблемамивысталкиваетесь
в процессе обучения?
— В моей практике у уче
ников не было схожих проблем.
Могу добавить, что каждый
ученик — отдельная тема для
диссертации. Чем больше в ин
дивидуальном плане с ними ра
ботаешь, тем больше узнаёшь
психологию каждого, мировиде
ние, звуковосприятие, что даёт
возможность в процессе обуче
ния появляющиеся проблемы
решатьбыстрее. Каждыйотдель
но взятый ученик — это сольный
певец в будущем, поэтому даже
одна и та же вокальная позиция
преподносится иногда по раз
ному, с удобным для данного
ученика примером, чтобы по
лучить наиболее быстрый ре
зультат. А «фальшь», неумение
дышать и неправильная работа
с песней — это не проблема,
а просто недостающие навы
ки, получить которые поможет
педагог.
— Требуются ли разные
подходы к обучению в за
висимости от того, петь в ка
ком стиле предпочитает ис
полнитель?
— Обучение начинается для
всех одинаково: даются фунда
ментальные знания, без которых
невозможно петь в принципе.
Чтобы уйти в свой стиль, нужно
научиться основам, иначе это
дом из песка. Но это не мешает
спервыхжеуроковразвиватьин
дивидуальнуюманерупения уче
ника. Копирование—этобичдля
певцов, нужно усвоить, что №2
никому не нужен, только если
сам артист не решил быть ком
пенсациейвотсутствиеоригина
ла. Переход на свой стиль про
исходит постепенно. Скорость
перехода зависит от желания
достичь отличных для самого
певца результатов и понимания,
кто он в музыке, что и даст воз
можность верно служить лю
бимому стилю и занять своё ме
сто под солнцем.
— Многие музыкальные
коллективы говорят, что чис
тотой вокала можно прене
бречь, если подача и энерге
тика зашкаливают...
—Да, существуетмного кол
лективов, которые пускают раз
ную информацию в массы, лишь
бы оправдать свою лень. А ещё
мне очень «нравится» идея вы
пить коньячкаиличто нибудьпо
нюхать перед выступлением —
исэтойатомно ядернойэнерге
тикой внушать людям со сцены:
«Я—Звезда!». Аесличистотаво
кала не нужна, зачем тогда петь?
Если у них такая феноменальная
энергетика,можнопростовыйти,
развести руки и ждать реакцию
или энергетическую отдачу! Но
есть закономерность: даже у них
будет свой зритель, ведь подоб
ное притягивает подобных!
—Что, на вашвзгляд, важ
нее — качественно сыгранная
музыка или качественно спе
тый вокал?
— Оркестр и певец, малень
кий коллектив и певец, один му
зыкант и певец — это всегда
сложно, но должно быть очень
качественно, потому как это по
казывает степень профессиона
лизма, уровень выступающих на
сцене. Живая музыка и певец
должны быть одним целым, ина
че это выступление невозможно
слушать. Это как один зонтик на
двоих, но, в то же время, идущие
под ним — отдельные индиви
дуальности. Музыка и певец не
существуют друг без друга, а по
тому один другого никогда не
заменит, компромиссы здесь
неуместны. Если качественно
сыграно и спето, тогда восторг
и благодарность зрителя не за
ставят себя ждать.
— Есть ли у вас сцениче
ский опыт?
—Да.Мойсценическийопыт
начался с 6 лет и длится по сей
день. Сдетствамоямама разви
вала во мне вкус и творческий
потенциал. В 6 лет меня отдали
в хореографический коллектив,
потом—на хор, аследом—вму
зыкальнуюшколу. Впоследствии
это привело в Киевский Нацио
нальный университет культуры
иискусств, накафедруэстрадно
джазовойвокальнойподготовки,
и тамже я окончила аспирантуру
по специальности «Теория и ме
тодика музыкального воспита
ния». Вся эта деятельность со
провождалась выступлениями,
которые и дали мне великолеп
ныйопыт.Менярадует, что, буду
чи педагогом на сегодняшний
день, я всё равно выступаю.
— Сейчас, когда, судя по
количеству вновь организо
ванных музыкальных групп,
педагог по вокалу приобре
тает статус «спасителя чело
веческихушей», егостатуспо
высился?
—Безусловно! Яблагодарна
телевидению за программы, ко
торые заставляют людей за
думаться о том, что танцевать,
петь, рисовать и вообще творить
нужно через учение и вечное
самосовершенствование. Ведь
всё, что придумывается на
укой для людей, делается ра
ди их лучшего качества жизни,
болеебыстрогопрофессиональ
ного роста. Только ленивый это
не хочет принять. Знаете, есть
высказывание: «Хочешь идти
быстро—идиодин, хочешь идти
далеко—идите вдвоем!». На са
момделе, многие артистыпони
мают, что педагог для голоса —
это как спортзал с тренировками
для тела. Хочешьиметьформу—
в одном и другом случае зани
майся регулярно. «Педагог —
ученик» — классное взаимодей
ствие, у них появляются общие
интересы, музыкальный юмор,
так веселее. Если тыученик, у те
бяестьпедагог, которыйпережи
вает за тебя и всячески готов
помочь. Иногда педагог—и пси
холог, и медик, и просто челове
ческая поддержка.
—Каковапопулярностьво
кальныхшкол?
—Онадостаточновысока, но
поддержаниепопулярностишко
лыилистудиизависитотподхода
и качества преподавания. Ведь,
как школу ни раскручивай по
всем законам PR, только люди,
если им понравился результат,
рассказывая о нём, приносят по
пулярностьшколе(студии)ипод
нимают статус педагога.
Беседовала
ЕвгенияМОРОГИНА
Ирина Кипарис
«У желания научиться петь нет
возраста!»
Фото из личного архива Ирины КИПАРИС
1...,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,...32
Powered by FlippingBook