St. Petersburg Musician Magazine 06-07(134) - page 19

ГИТАРНЫЙ МАСТЕР
19
Гитарный мастер Алексей Шпынёв
В
ыбору гитарного мас
тера многие гитарис
ты придают больше
значения, чем выбору
личного
лечащего
врача. Ведь хороший гитарный
лекарь — это гарантия того, что
с любимым инструментом всё
будет в порядкеион станет толь
ко лучше.
Алексей Шпынёв
не только гитарный мастер, но
ещё и музыкант с огромным
опытом работы, композитор,
звукорежиссёр и саундпродю
сер, а также один из организато
ров музыкальной студии
J&A
.
Алексей поделился с читате
ляминашегожурнала секретами
создания правильного звука
инструмента и своим взглядом
на современный гитарный мир.
— Алексей, как давно вы
работаете с гитарами?
—В1973 году, когдамне бы
ло 13 лет, я изготовил свою пер
вую гитару из полок родитель
ского шкафа, потому что мне не
хотели её покупать. Стал учиться
играть самостоятельно, тогда
всё приходилось снимать на
слух. Я ещё занимался радио
техникой, и у меня всё перепле
лось—музыка, звукозапись, ги
тары... С тогомомента и до 1995
года я делал мастеровые инст
рументы. После 1995 года был
большой наплыв японских, а за
тем корейских и китайских инст
рументов—и я стал заниматься
только ремонтом и доводкой.
— Вы на тот момент за
нимались только изготов
лением гитар?
— Параллельно я также ра
ботал в студии компании
Bridge
Media
как режиссёр нелинейно
гомонтажа вместе с
Геннадием
Бачинским
. Мы тогда создали
проект
Namba Won
, где он яв
лялся фронтменом, а остальное
было сыграно мной и басистом
АлексеемРоманюком
(
«Чиж&
Со»
). Я также делал мастеринг
для группы «Чиж & Со» и многих
других команд. После Bridge
Media я работал сервис менед
жеромв
«МузТорге»
и тамполу
чил совершенно бесценный
опыт. Благодаря этой работе
я знаком практически со всеми
брендами и точно понимаю, что
надо сделать, чтобыинструмент
зазвучал именно так, как нужно.
—Частолинадоносить ги
тару к мастеру?
— Это зависит от износа.
В основном, быстро убиваются
лады, но это зависит от интен
сивности игры, жёсткости или
мягкости звукоизвлечения. Но
вые, дажеочень дорогиеинстру
менты, тоже приходится дово
дить до ума. Это обусловлено
их транспортировкой, сменой
климата.
— В каких случаях вам ин
тереснее всегоработать с ин
струментом?
—Мнеинтереснееработать,
когда у гитариста есть какие то
нестандартные пожелания по
звучанию и апгрейду. Мне очень
импонируют люди, которые до
веряют. Приносят гитару и гово
рят: «Ты сам знаешь, что с ней
делать». И тогда я делаюинстру
мент как для себя. Иещё—я бе
русь за инструменты в любом
состоянии. Причём, чем хуже,
тем интереснее.
— Что нужно, чтобы ре
монт инструмента был удач
ным, на вашвзгляд?
— Здесь есть какая то ма
гия. Работать надо только в хо
рошем настроении, потому что,
когда с плохим настроением на
чинаешь что то делать, всё из
рук валится. Дерево — оно жи
вое. Между руками мастера
и инструментом есть энергети
ческое поле. Было даже такое,
что приходилось собирать инст
румент по частям, и после ре
монта он звучал лучше, чем
прежде. Сейчас много инстру
ментов идёт поточных, иих, в ос
новном, делают на станках. Ита
кие гитары — никакие, их надо
разыгрывать.
Почему инструменты вели
ких музыкантов звучат хорошо?
Потому что это инструменты,
прошедшие селекцию, выдер
жанные—поэтому они звучат.
— На что ориентируетесь,
проверяя звучание инстру
мента?
—Вэтомочень помогает ра
бота со звукозаписью. Если я ре
монтирую, довожу инструмент,
ставлю новые модели датчиков,
то сразу же прописываю звук
и проверяю, как гитара звучит.
Поэтому можно достичь желае
мого результата на 99,9%.
—Аеслиучеловекавозник
вопрос: например, какие зву
косниматели поставить — вы
ему поможете в этом?
— Что касается звука и дат
чиков—слёгкостьюпроконсуль
тирую, посоветую и сделаю тот
звук, который нужен. Опыт очень
большой есть, и есть много за
мен и подборок — можно сде
лать всё, что угодно. Единствен
ное, многие хотят добиться от
инструмента невыполнимого —
того, что не позволяют его темб
ральные особенности из за
набора древесины. Гитара из
махагона никогда не будет зву
чать как кленовая или ясеневая,
с яркой верхушкой и серединой.
Амногиехотятиз
Gibson
сделать
Fender
и наоборот.
— Как вы думаете, целе
сообразно ли заказывать ин
струмент в другой стране
с доставкой?
— Инструмент по почте
нельзя заказывать как табурет
ку. Не надо уповать на то, что
за границей инструменты де
шевле или из другого дерева
сделаны — всё это ерунда. На
заводах идёт огромный поток
инструментов, каждая гитара ук
ладывается в кейс или в коробку
и отправляется на склад. На
складе лежит куча поддонов
с этими коробками. Потом кла
довщик приходит с квитанцией,
фуры подходят, и в них склады
вают товар. И нет такого, чтобы
для России отбирались самые
ужасные инструменты.
— А на что тогда нужно
обращать внимание при по
купке гитары?
— Если у гитары есть какие
то косметическиедефекты, тона
это можно глаза закрыть. А вот
еслинеработает анкерныйстер
жень у грифа или гриф«винтом»,
то лучше не брать. Бывает, что
есть ноты, которые не звучат, это
называется «death tone» или
«волчий тон» — чем меньше та
ких нот, тем лучше. И сустейн
у гитары должен быть хорошим.
— Насколько всё таки ва
жен хорошийдорогойинстру
мент для гитариста?
—Сейчас, вроде, всямузыка
и инструменты доступны, все
друг переддругомвыделывают
ся технически, а идеи нет. Всё
достаточно пресно, однообраз
но и неинтересно. Я не хочу ска
зать, что на 100%. Если из всей
этой массы найдётся 5 10 инте
ресных коллективов — это уже
хорошо. Номассовость их губит:
интересные коллективы оказы
ваются нежизнеспособными,
потому что этой огромной вол
ной групп их сносит на берег.
Сейчас техническая сторона во
проса очень сильно давит на
творческуюсторону. Люди стре
мятся приобрестидорогойинст
румент вместо того, чтобы на
том, что есть— уже неплохом—
писать нормальную музыку
и творить. Гитарная тема пере
ходит из музыкальной области
в область фетишизма.
—Тоестьналичиехороше
го стаффа не приближает че
ловека к тому, чтобы найти
«свой звук»?
—Один и тот же инструмент
в руках разныхмузыкантовбудет
звучать по разному. Это уже за
висит от индивидуальности че
ловека.
Блэкмор
,
Пейдж
,
Хен$
дрикс
,
Тони Айомми
,
Брайан
Мэй
,
Мальмстин
,
Вай
—люди,
которые сделали себя и свой
звук. У нынешних шредеров, ес
ли взять любые несколько групп,
гитары со сквозным грифом, со
звукоснимателями
EMG
. Если
взять соло нескольких групп, то
они по звуку все одинаковые
почти. Нет музыкальной идеи.
— С какими неисправнос
тямивамчащевсегоприносят
гитары?
— Гитаристы очень любят
ставить толстые струны, от кото
рых лопаются порожки. Или не
закручивают анкер перед тем,
как натянуть струны. Но самое
смешное—зимойоставляют ги
тару в багажнике машины на
ночь. На морозе при резких пе
репадах у неёможет и грифвин
том пойти, и деку прогнуть как
угодно, электроника тоже начи
нает окисляться. Из 100 случаев
в 99 ведёт гриф. Кто то роняет,
или дети ломают инструмент.
При влажности, когда у батареи
гитара стоит, дека трескается на
акустике...
— Гитарный мастер, на
вашвзгляд, обязательнодол
жен сам отлично владеть
гитарой?
—Нужно самому быть музы
кантом, чтобыделатьинструмен
ты, нужно понимать, как это всё
устроено. Без этого гитара мо
жет быть сделана по всем пара
метрам и даже иметь хорошее
звучание, нобытьнеприемлемой
для игры, потому что, например,
гриф был сделан неправильно.
Уменяоченьбольшойопыт вму
зыке: я играл в группе
«Такси»
вместе с
Дмитрием Рубиным
,
Андреем Ивановым
, в группе
«Нокаут»
, организовывал свои
коллективы —
«Сейф»
,
«Леги$
он»
,
«Орден»
, играл в группе
«Стиль»
вместе с
Сергеем На$
ветным
(
«Сплин»
), участвовал
со
СтасомМарковым
(
«Пилот»
)
и
Александром Рагазановым
в проекте
Sh.R.M.Sound
, в том
же Namba Won с Геннадием Ба
чинским, записал свой альбом
«Dark Love», в записи которого
поучаствовали
АлександрНев$
ский
(
«Северные врата»
)
и
Юлия Коган
. Весь музыкаль
ный опыт, написание музыки,
студийная работа, техническая
работа с инструментами спле
лись сейчас в одно. Дляменя это
основная работа, но, в тоже вре
мя, это любимое дело.
+79111003327
Беседовала
НатальяФОМИНА
«Между руками мастера и инструментом есть энергетическое поле...»
×åì ñëîæíåå çàäà÷à,
òåì èíòåðåñíåå ðàáîòàòü
Àëåêñåþ Øïûí¸âó
1...,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,...36
Powered by FlippingBook