St. Petersburg Musician Magazine 11(144) - page 6

В
прошломномережур
нала
«Петербургский
Музыкант»
мы обсу
дили первый этап ра
боты над аранжиров
кой современной песни—с чего
начать и что делать. Надеюсь,
что вы счастливый обладатель
одного из наиболее мощных
музыкальных редакторов про
фессионального уровня типа
CUBASE
,
LOGIC
,
REASON
или
чего нибудь подобного. Без дру
га компьютера задача создания
аранжировки займёт у вас зна
чительно больше времени и не
будет возможности анализиро
вать каждый этап, прослушав
результат со стороны.
Итак. Вы записали черновик
вокала, придумали (или нашли
с помощью виртуального удар
ного модуля) интересную сетку
ударных, к ней подобрали убе
дительный бас, определились
с партиями гитар, клавишных,
и теперь настала очередь выст
роить всё задуманное в одну ло
гически продуманную линию
песни. Создать структуру песни.
Основу любой песни состав
ляют, несомненно, куплет и при
пев. Есть много песен без при
певов, но песню без куплета
я что то припомнить не могу.
Куплет начинается с первых слов
песни, но явно нелогично начи
нать исполнение сразу с пения
вокалиста. Так и напугать ведь
можно (хотя есть и такие приме
ры — «Penny Lane» у
BEATLES
).
Нолучше как топостепеннопод
готовить слушателя к тому, что
придётся услышать. Для этого
используется вступление. Са
мый простой и весьма распро
странённый вид вступления —
когда песня начинается с не
скольких тактов куплета без
пения, определяя темсамымкак
стиль, так и характер песни,
и далее естественным образом
возникает голос солиста. Мож
но придумать интереснуюмело
дическую тему и при желании
повторить её в середине или
в конце песни. Бывает, что такая
тема вступления и становится
визитной карточкой песни («The
Walk» у
THE CURE
). Часто так
аранжировщики пытаются спас
ти песню с невыраженным куп
летом и блёклым припевом.
Иногда в качестве вступления
проигрывается припев или ка
кая то его часть. Реже вступле
ние является полностью само
стоятельной частью со своей
мелодией и гармонией. Здесь
надо поднапрячь фантазию, но
слушаться это может очень ин
тересно. Но, что очень важно,
вступление не должно быть
длинным! У слушателя может не
хватить терпения дождаться на
чала самой песни.
Теперь ПЕРВЫЙ КУПЛЕТ.
Этофактически экспозиция пес
ни. Здесь главное—голос соли
ста, мелодия и текст песни. Они
должны чётко прослушиваться.
Аранжировка должна быть мак
симально деликатной. Не надо,
чтобы в группе сразу играли все
много и громко. Успеете. Ис
пользуем гармоническую под
держку голоса (подкладки на
клавишных, гитаре) и чётко обо
значенныйритмударных. Ближе
к припеву могут подключиться
и другие инструменты, но дели
катно, не привлекая к себе вни
мания. Если куплет двойной, то
на второй части нужно немного
разнообразить и усложнить
аранжировку — бережно, без
остервенения.
Теперь ПРИПЕВ. В совре
менной поп и рок музыке при
пев чаще всего берёт на себя
главную ответственность при
восприятии песни. По мелодии
он должен быть достаточно яр
ким, по гармонии — интерес
ным, и «качать» в плане ритма.
Здесь могут играть уже все
инструменты (участники груп
пы), но пока не в полную мощь.
Хорошо звучит бэк вокал, под
чёркивает мелодию основного
голоса и добавляет плотности.
Но не стоит всё, что вы при
думали в плане аранжировки,
выплёскивать на уши слушателю
в первом же припеве. Оставьте
информационный запас набуду
щее. Сделайте первый припев
мощным, но сдержанным. А то
последующие припевы будут
звучать однообразно.
И опять о восприятии. Пер
вый припев звучит в первый раз,
смысл его — текст — и мелодия
должны восприниматься одно
значно. «Грянуть по полной» ос
тавим на потом.
После первого припева хо
рошо сделать небольшой дина
мическийсброс—этакийлёгкий
инструментальный переход ко
второму куплету — в музыке его
называют «БРИДЖ» («мост»).
Дадим слушателю передышку.
ВТОРОЙ КУПЛЕТ. Мелодия
и гармония здесь, как правило,
повторяют первый, но текст то
другой, иэтонеосвобождает нас
от соблюденияприоритетавока
ла и необходимости следить за
ясностью восприятия содержа
ния. Но, исходя из того, что сме
лодией и гармонией слушателя
мы уже познакомили ранее,
аранжировку можно усложнить.
Часто интересно звучит такой
приём как контрапункт — тема
второго плана, исполненная на
клавишных, гитаре или любом
другом инструменте параллель
но с пением вокалиста. Лучше
всегоприменять какнекуюмело
дическуюсвязкумеждуфразами
мелодии куплета.
Вот и ВТОРОЙ ПРИПЕВ.
Здесь добавляем динамики. Иг
рают все! Но если припев будет
ещё раз повторяться, то оставь
те всё таки какую нибудь «фи
шечку» на финал.
Если идём на третий куплет,
то потребуется более протяжён
ныйБРИДЖ.Может быть и соло,
как в традиционномроке. Но со
временнее звучит некая встав
ная инструментальная (илидаже
с голосом и текстом) часть с но
вой гармонией и мелодией. Об
новляет звучание и освежает
восприятие песни. Бывает, что
средняя часть исполняется
в медленном темпе.
ТРЕТИЙ КУПЛЕТ (если есть
в наличии). Попредшествующей
логике усложняем аранжировку,
вводимкакой нибудь новыйэле
мент, можно усложнить и ритми
чески. Но есть и такой вариант:
исполнить в весьма разряжен
ном виде. Да хотя бы только под
бас и ударные, подключая по
степенно другие инструменты
иразгоняясь к третьемуфиналь
ному припеву.
И здесь уже даём по полной
программе. Если всё в аранжи
ровке до этогомомента сделано
правильно, то можно быть уве
ренным, что слушатель хорошо
усвоил как мелодию, так и текст
припева. Наворачиваем, не опа
саясь наезжать на вокал. Вытас
киваем из шкафов скелеты. Те
перь нам бояться нечего. Мож
но последний припев исполнить
и два раза. Стоит только по
мнить о вкусе и стиле. Как у вра
чей: «не навреди». А то, не ровен
час, можно всё испортить.
Иостанется в памяти только гро
хот в финале. На последнем
припеве, как правило, песня
и заканчивается. Некоторые гур
маныпридумывают ещёифинал
как некое самостоятельное за
вершение песни. На радиостан
циях такие хвосты обычно отре
зают. Однако бывают варианты,
чтофинальногоприпева вообще
нет — заканчивается песня по
следним куплетом.
Инемного лирики. Создавая
аранжировку, вы прежде всего
должныдля себя решить, чтоно
вого и интересного вы можете
показать окружающим по срав
нениюс тем, что они уже раньше
слышали. Что сможет удержать
внимание слушателя от первого
звука до последнего и не поз
волить ему уйти в буфет (пере
ключиться на другую волну, по
ставить другой диск)? Даже
опытныеаранжировщикине час
то ставят перед собой такую за
дачу, прощелепить попроверен
ным лекалам. Такой халтурный
подход, увы, и сделал нашу по
пулярную музыку в основной
своей массе скучной и однооб
разной. Аранжировка — это
одежда песни. И делать её надо
со вкусом и мерой, работая
с каждой песней, как будто она
у вас первая и последняя.
Думаю, на этом мы сегодня
закончим.
Вследующийраз поговорим
о том, как нам помогут компью
терные программы, которые
я упоминал в начале, упростить
работу надаранжировкой, ирас
смотрим различные варианты
структуры песни.
Я же со своей стороны готов
оказать вам помощь в приобре
тении очень нужных для совре
менного музыканта знаний по
использованию современных
компьютерных технологийипри
глашаю молодых музыкантов
и всех интересующихся данным
вопросом на государственный
курс попрограмме
«СОЗДАНИЕ
МУЗЫКИНАКОМПЬЮТЕРЕ»
.
Занятия длямолодёжидо 30
лет бесплатные, проводятся
вмолодёжномклубе
«КОСМОС»
(при МПЦ «Московский»).
Звоните:
8$952$215$44$90,
пишите мне:
или в группу
.
Адрес клуба: Московский пр.,
д. 174 (во дворе),
напротив м. «Электросила».
А. РАХОВ,
педагог, музыкант
(«Странные Игры», «АВИА»,
«DEADУШКИ», «Снега»)
Алексей Рахов
Фото: Евгения МАТВИЕНКО
Структура песни. Важнее, чем вы думаете...
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...32
Powered by FlippingBook