St. Petersburg Musician Magazine 11(144) - page 16

Н
а страницах нашего
журнала мы редко
рассказываем вам
о классических музы
кантах и о концертах
классической музыки. Выходит,
что классика для нас — не фор
мат?! Отнюдь нет! Дело, скорее,
в том, чтомысчитаемрок культу
ру культурой андеграунда, кото
рую
надо
поддерживать.
А классика? Её и так все знают…
Но если рок музыка — часть
музыкальной культуры, то клас
сика — это всё таки высокая
культура. Ипочемубынамсвами
не повысить свой культурный
уровень и не расширить музы
кальный кругозор?!
Ктоиз вас, дорогиечитатели,
знает, ктотакой
ЛеопольдАуэр
?
Это педагог, дирижёр, компози
тор, основатель русской скри
пичной школы. В нашем городе
в четвёртыйраз прошёл конкурс,
посвящённый этому великому
музыканту. Программа была
очень насыщенной: и концерты,
имастер классы, иконсультации
скрипичных мэтров…
Мне посчастливилось пооб
щаться с удивительным музы
кантом, членом жюри конкурса
и интереснейшей собеседницей
Аллой Арановской
. Алла скри
пачка, президент
Leopold Auer
Society
, перваяскрипкаквартета
«Санкт Петербург»
, директор
St. Petersburg International
MusicAcademy
ипочётный член
Филармонического общества
Санкт Петербурга
.
— Алла, признайтесь, вы
в детстве сами захотели иг
рать на скрипке классическую
музыку?
—Эторешиласамасудьба. К
моейдвоюродной сестре прихо
дил педагог по фортепиано.
И я, глядя на всё происходящее,
в 2,5 года очень захотела на
учиться играть на рояле. Мама
рассказывала, что в 7 месяцев
я плакала под песню «Спи, моя
радость, усни» — а значит, уже
в младенчестве слышала наст
роение музыки. А однажды на
большом семейном празднике
я подошла к фортепиано и подо
брала вдруг песню «Бухенвальд
скийнабат». Сомнойначал зани
маться педагог. Свой первый
концерт на рояле я сыграла в 5
лет. Родителям советовали от
дать меня в музыкальную школу
Ляховицкой
.Меняпривели туда
1 сентября. Оказалось, что все
местав классефортепианозаня
ты. Предложили пойти на скрип
ку. Такивыбралменяинструмент
—сам.
— Вы впервые в жюри на
конкурсеЛеопольда Ауэра?
— Нет. Я стояла у истоков
организации этого конкурса.
Я серьёзно изучала биографию
Леопольда, разыскивала его
родственников, педагогов, уче
ников. Удалось собрать огром
ное количество информации
и даже найти членов его семьи.
А на первый конкурс мы привез
ли праправнучку Ауэра.
— Как вы оцениваете му
зыкальный уровень участни
ков конкурса?
— Скажу честно: год на год
не приходится. Основная идея
нашего конкурса — помочь вый
ти из забвения имени великого
Леопольда Ауэра, который стоял
у истоков русской скрипичной
школы. В России это имя ещё
упоминают, а в Америке уже за
были, что именно Леопольд вос
питал плеяду лучших скрипачей.
Конечно, незнание истоков ска
зывается на общем уровне куль
туры. Если бы не было его шко
лы, не было бы скрипачей такого
высочайшего уровня. Ученики
Ауэра—это яркие индивидуаль
ности, которых узнаёшь по голо
су скрипки. Второйоченьважный
момент конкурса: здесьсудятне
предвзято и честно. Самое глав
ное, ясчитаю—справедливость.
— По какому критерию вы
оцениваете конкурсантов?
— Во первых, оценивается
профессионализм — чистая ин
тонация и качественное зву
чание, технологическая осна
щённость, которая позволяет
выразить то, что исполнитель
чувствует сердцем. Во вторых,
выразительность.Музыкант дол
жен уметьразговаривать спомо
щью инструмента. И, в третьих,
конечно, ярко выраженная инди
видуальность — это то, что сто
процентно привлечёт внимание.
Бывает и так, что выходит
участник, который играет всё
правильно, технично, ноегоскуч
нослушать. Получается, чтопра
вильно или неправильно — это
вопрос второй. Главное— чтобы
у музыканта горело сердце.
— В «Яани Кирик» высту
пали музыканты из разных
стран. А членыжюри конкурса
могут с закрытыми глазами
определить, к чьей скрипич
ной школе принадлежит тот
или иноймузыкант?
— Конечно! Ведь скрипка
в руках музыканта — как тембр
голоса у человека. Как человека
можно узнать по тембру и инто
нации, так и скрипача узнаёшь
с закрытыми глазами.
— Россия всегда слави
лась талантами. Наши музы
канты, как всегда, лучшие?
— Российская скрипичная
школа остаётся сильной, пер
спективной и яркой. Но из Рос
сииуехалооченьмногоотличных
музыкантов... Зачастую бывает
так: слушаешь зарубежного ис
полнителя — и понимаешь, что
школа у него русская. Я не уве
рена, чтоэтохорошодляРоссии.
Получается, что Россия таким
образом растрачивает свою му
зыкальнуюиндивидуальность.От
этого, конечно, немного грустно.
И мне очень жаль, что перво
классныеспециалистыпокидали
и продолжают покидать нашу
страну.
— Открыли ли вы для себя
на четвёртом конкурсе новые
имена?
— Честно признаюсь, этот
конкурс меня расстроил. Уро
вень ниже, чем в предыдущем.
Я не могу сказать, что уровень
падает, ноярких индивидуально
стей в этом году, к сожалению,
меньше. Могу отметить совер
шенно удивительного 12 летне
го мальчика — он получил пер
вую премию в младшей группе.
Егоимя
МатвейБлюмин
. Вооб
ще, если почитать справки о на
ших участниках, можно обнару
жить, что все они уже являются
лауреатами многочисленных
конкурсов. К нам едут музыкан
ты с серьёзной подготовкой, по
тому что знают о высокой планке
конкурса. Например, в прошлом
году у наснебылопервогоместа
в категории Solo Senior. В этом
году её получил
Роман Фили
ппов
из Подольска.
— Какиерекомендациивы
моглибыдатьмолодыммузы
кантам? Как подготовиться
к конкурсу, как настроиться?
Как взять себя в руки перед
выступлением, чтобынепере
волноваться?
— Самое главное — до кон
курса как можно больше высту
пать на любой сцене, играть на
публике. Причём играть не толь
ко технично и правильно, а пере
живать то произведение, кото
рое ты играешь. Чтобы обрести
уверенность перед ответствен
ным выступлением, надо зани
маться столько, чтобы понять,
что тысделалдействительновсё
возможное. Мне кажется, ещё
оченьважнонеобнадёживатьсе
бя, понимать, что в конкурсе ты
можешь не победить.
— Алла, мне кажется, са
моесложноедлямузыканта—
это открыть публике свои чув
ства, исполняя музыкальные
произведения. Как молодому
музыканту не побояться от
крыться? Как это делаете вы?
— Для начала надо просто
прислушаться к себе, подумать:
«Музыка — это только работа?
Или это вся жизнь? Как я испол
няюпроизведения—просто тех
нично играю или выражаю свои
чувства?».
Я, например, не играю для
кого то, а устанавливаю связь
с Тем, кто мне дал все эти воз
можности. Я просто высказыва
юсь—тогдаигранаскрипкепре
вращается в полное единение
инструмента, чувств и тела.
Очень важно творить на сцене.
Сыграть не пассаж, а эмоцию,
рассказать историю, а не сыг
рать красивую последователь
ность нот. Чтобы мне было легче
сосредоточиться, я ставлю мыс
ленно вуаль между собой и за
лом, чтобы я оставалась в своих
образах, в своём «доме». Тогда
получается, что слушатели при
шли ко мне в гости…
Я знаю, что многие музыкан
ты переживают, какое впечатле
ние они произведут на публику.
Особеннодетиволнуются, дума
ют, что скажут родители и учи
тель. Надо выражать себя не для
того, чтобы поразить кого то,
а потому, что это способ само
выражения.
— Люди,которыепостоян
но живут в нашем городе, из
менения не замечают. Ваш
взгляд со стороны: что меня
ется в Санкт Петербурге?
— Вспоминаю время, когда
я была студенткой… И у меня
есть ощущение грусти… Очень
чувствуется, что сейчас в России
существует недостаток хороших
педагогов. Я повторюсь: к сожа
лению, первоклассные специа
листы продолжают покидать
страну. Мне очень грустно от то
го, чтоимяАуэра—человека, ко
торый проработал в России 49
лет — было предано забвению.
Получается, чтомы—какИваны,
родства не помнящие. Культуру
можно обрести, только если мы
будем с уважением относиться
к своей великой истории и не бу
дем равнодушными.
Внешнийоблик городаменя
ется к лучшему—чистота, центр
отремонтирован... Хочетсянаде
яться, что в своих душах петер
буржцы тоже смогут навести
порядок. Думаю, что нашим кон
курсом мы смогли посеять хотя
бымалуютоликуразумного, доб
рогоивечного. Останавливаться
на достигнутом не будем —
у нас впереди пятый юбилейный
конкурсимениЛеопольдаАуэра.
Беседовала
Татьяна ЯЦЕНКО
Алла Арановская
Фото из личного архива Аллы АРАНОВСКОЙ
«Скрипка в руках музыканта — как тембр голоса
у человека...»
1...,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,...32
Powered by FlippingBook