St. Petersburg Musician Magazine 09-10(143) - page 6

В
от и наступил новый
учебный год. В му
зыкальную лабора
торию
«СОЗДАНИЕ
МУЗЫКИ НА КОМ
ПЬЮТЕРЕ»
в молодёжном
клубе
«КОСМОС»
(при МПЦ
«Московский») приходят новые
ученики, и на протяжении мно
гих лет моего руководства этим
курсом один из первых вопро
сов, которые я слышу: «Как пра
вильно делать аранжировку —
что и в каком порядке?».
Этому важнейшему вопросу
мироздания я и хочу посвятить
несколько строк.
Итак, вы сочинили песню,
она у вас присутствует пока
только как мелодия, гармония
и текст. Теперь самостоятельно
или с друзьями хотите сделать
аранжировку. Конечно, можно
часами просиживать на репточ
ке и тратить немалые деньги, но
можно всё (или почти всё) сде
лать дома, не торопясь, и внима
тельно прослушать результат.
В этом поможет домашний ПК
и музыкальные программы типа
CUBASE
,
ABLETON
и прочих.
Приступим. Не сообщу ни
чего нового, если буду ут
верждать, что в песне самое
главное—мелодия, и, когда она
невнятна и примитивна, шансов
на успех у автора практически
никаких. Но это не о вас. Вы же
сочиняете прекрасные мело
дии, и уже это располагает
к удачным аранжировкам.
Первое, что вам надо сде
лать — это чисто и разборчиво
записать мелодию под любой
аккомпанемент (гитара, напри
мер), в темпе и хорошо интони
руя (впрочем, исправить тональ
ные и ритмические огрехи вы
сможете прямо в программе).
Делать всё можно дома с помо
щью любого приличного мик
рофона. Разоряться на студию
не имеет смысла, так как на
данном этапе вы создаёте чер
новик — студийное качество
здесьизлишне. Этопервыйэтап.
Далее необходимо опреде
литься со стилеми ритмикой, то
есть подобрать барабанную
основу (сетку) к вашей песне.
Современные компьютерные
программы —
VST инстру
менты
, такие как
ADDICTIVE
DRUMS
— позволяют «на лету»
из множества различных стилей
и их модификаций примерить
к вашей песне самые разнооб
разные барабанные структуры
и выбрать то, что вам больше
всего подходит. Но следует по
мнить о главном: партия удар
ных инструментов не должна
разрушать стройность и линию
мелодии, не мешать восприя
тию текста и соответствовать
характеру песни.
Особое внимание необхо
димо уделить басовому бараба
ну — «бочке». Именно он созда
ёт главную пульсацию песни.
Ударные должны раскачивать
мелодию, придавая ей энергию
и движение.
Вы можете выбрать не
сколько сеток и чередовать их в
процессе работы над структу
рой песни (вступление, куплет,
припев, проигрыш).
Теперь третий этап. Бас
(бас гитара, синтезатор, кон
трабас). После «бочки» это вто
рой по важности ритмический
инструмент (а в джазе — даже
первый).
Понятно, что басовая линия
должна соответствовать гармо
нии песни, и главное — бас
и бочка должнысливаться в еди
ное целое музыкально ритми
ческое полотно. Именно их
дружное звучание и восприни
мается как так называемое «мя
со» — мощное монолитное зву
чание в области низких частот.
Нестыковка и ритмическое рас
хождение баса и ударных, как
правило, и являются причиной
«грязи» и «каши» в большинстве
неудачных аранжировок.
И, опять же, не забываем
о мелодии и тексте! Различные
ритмические сбивки, «слэпы»,
басовые «проходки» не должны
ни в коем случае отвлекать вни
мание от вокала. Там, где много
вокала, играем поменьше, в па
узах вокала вставляем красивые
связки.
Слушаем, проверяемиидём
дальше.
Инструменты среднего час
тотного диапазона — гитары,
клавишные, духовые и прочие.
Именно в этом диапазоне нахо
дится и голос, что надо постоян
но учитывать, создавая партии
для этих инструментов.
У гитар и клавишных в дан
ном контексте две важныефунк
ции — гармоническая и ритми
ческая поддержки вокала. По
этому, создавая партии для этих
инструментов, одним ухом слу
шаем мелодию, другим — бас
и ударные. Где то в куплетах
можно поддержать бас, особен
но если он играет остинатный
рифф. Звучит убедительно.
Можно использовать и мелоди
ческие подкладки. Но не увле
каться, особенно там, где звучат
интересные вокальные фразы
и особенно интересные «замо
рочки» в тексте, иначе до слу
шателя не дойдёт, что вызовет
раздражение. Нагромождение
большого числа мелодических
линий (даже если каждая в от
дельности и звучит красиво), да
ещё и во время активной фазы
вокала — другая часто встреча
емая проблема «грязных» аран
жировок. Хорошо слушается,
когда в аранжировке исполь
зуется разряжённая фактура
в куплете и насыщенный, мощ
ный припев. Можно заметить,
что каждый куплет различен по
тексту, а в припевах, как прави
ло, информация повторяется.
Из этого следует, что, если слу
шатель что то пропустит в куп
лете, он потеряет смысл песни,
а вот в припевеможно и нагоро
дить всего побольше — при по
вторах до слушателя дойдёт.
Вспомним рок классику —
NIR
VANA «SMELLS LIKE TEEN
SPIRIT»
. Хорошо получается,
когда в припевах кто нибудь
подпевает основному вокалис
ту — звучит более убедительно,
даже в любовных балладах.
И вот, теперь, создав неко
торый шаблон звучания разных
частей вашей песни (куплета
и припева, в основном), вы на
чинаете думать о вступлении,
проигрыше и коде (финале).
Здесь следует помнить о выше
сказанных правилах. Впроигры
ше вместо голоса на первый
план выходит солирующий ин
струмент, все остальные уже
дружно работают на него.
Овступлении и коде следует
поговорить отдельно, равно как
и о следующемэтапе—опреде
лении структуры песни (после
довательности частей). Но это
уже в следующий раз.
Кстати, о «Нирване». Если
вы только осваиваете увлека
тельнуюспециальность аранжи
ровщика, то очень полезно пе
ред глазами (ушами) держать
примеры каких нибудь произве
дений, которые являлись быдля
вас примероми ориентиром. Не
следует всё, конечно, «тырить»,
не глядя — будет слушаться
смешно. Но искать какие то
интересные и полезные идеи
в аранжировках песен, прове
ренных временем — это своего
рода школа, необходимое ус
ловие для вашего развития.
И, смею вас уверить, чужие до
стижения откликнутся в вашей
голове собственными интерес
ными идеями.
Яже со своей стороны готов
вам оказать помощь в приоб
ретении очень нужных для со
временного музыканта знаний
по использованию современ
ных компьютерных технологий
и приглашаю молодых музы
кантов и всех интересующихся
даннымвопросомна государст
венный курс по программе «СО
ЗДАНИЕ МУЗЫКИ НА КОМ
ПЬЮТЕРЕ».
Занятия длямолодёжи до 30
лет бесплатные, проводятся
вмолодёжном клубе «КОСМОС»
(при МПЦ «Московский».
Звоните:
8 952 215 44 90,
пишите мне:
или в группу
.
Адрес клуба: Московский пр.,
д. 174 (во дворе), напротив
м. «Электросила».
А. РАХОВ,
педагог, музыкант
(«Странные Игры», «АВИА»,
«DEADУШКИ», «Снега»)
Алексей Рахов
Фото: Евгения МАТВИЕНКО
ðåêëàìà
Аранжировка:
что, как и почему...
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...32
Powered by FlippingBook