St. Petersburg Musician Magazine 09-10(143) - page 12

К
лассифицировать со
временнуюмузыку ста
ло сложно уже давно.
Эти бесконечные но
вые названия жанров,
три или четыре, пять тегов, что
быхотябыкак тоописать содер
жание всего лишь одного тре
ка…Уверен, что, если поставить
задачу, на основании уникально
го сочетания тембров, ритмов,
мелодических ходов идругих ас
пектовможно почти для каждого
артиста придумать новый жанр.
Надо ли нам это? Ведь чем про
ще, тем лучше?
Сдругойстороны, вопросса
моидентификации у музыкантов
стоит достаточно остро. Рано
или поздно каждый задумывает
ся о том, что он играет, а это пря
мая дорога к классификатору
у себя в голове. И когда он вклю
чается, выключить его уже очень
сложно, умузыкипоявляютсяпо
средники — слова, они помога
ют человекупонятьместоегому
зыки в окружающем мире, влия
ют наегосамооценку. Вспомним
песню о друге, который «лучше
всех играет блюз». Есть вероят
ность, что он играл вовсе не от
личный блюз, а посредственный
джаз. И как бы изменилась его
жизнь, если бы термина «блюз»
не существовало! Поэтому да
вайте остановимся на том, что
музыкантамжизненнонеобходи
мы все эти классификации.
И пусть каждый имеет право на
зывать то, что он делает, как хо
чет, и если это что то новое, то
быть в этом одним из лучших.
Другой вопрос, как к этому
относиться окружающим. Нель
зя ведь идти на поводу у разных
бездарей, изменивших одну но
ту и назвавших из за этого свой
жанр уникальным. А ведь наша
цель какая? Продолжать нахо
дить новую интересную музыку,
не слушая всё подряд.
Предлагаю пойти по друго
му сценариюи вообщеотказать
ся от жанровых категорий. Пусть
жанрыостаются, нобудут как но
ты. Мы же не задумываемся, из
чего состоят мелодии, но если
услышимдве похожие—начнём
выяснять разницу, и только тогда
дойдём до нот и длительностей.
Пусть так будет и с альбомами,
треками — давайте придумаем
изначальное неизменное деле
ние, при которомнеобязательно
обращать внимание на такие де
тали какжанры. Думаете, это не
возможно?
Ну, во первых, музыковеды
утверждают, что и жанров то из
начально было всего 3 — песня,
танец имарш. То есть тысячу лет
назад «Айтьюнс» нам выдал бы
оглавление с тремя бесспор
ными категориями вместо 20
спорных. Проблема в том, что
в современноймузыке стёрлись
границы между этими тремя ки
тами, а какие нибудь рэп и эм
биент претендуют на звание
четвёртой и пятой базовых кате
горий музыки.
Во вторых, сравнительно
недавно существовала доста
точно универсальная класси
фикация по целям, которые
преследовали те или иные про
изведения. Они были связаны
или с нуждами простого народа
(народная музыка), или с раз
влечением высших слоёв (свет
ская), или с использованием
в религиозных, философских,
научных целях (духовная). «Айть
юнс» эпохи Возрождения выдал
бы нам 3 этих жанра —и был бы
прав. Пусть сейчас эта клас
сификация неприменима, но
почему бы не взять за основу
её принцип — мотивацию со
здателей?
Особенность современной
музыки в том, что она существу
ет по чьей то конкретной воле,
она на 99% авторская, а значит,
можно попытаться найти и опи
сать главные цели, которые пре
следуют те или иные музыкаль
ные проекты, чем я и предлагаю
заняться.
Итак, для чего создаётся со
временная авторская музыка?
Чисто эмпирическим путём я
пришёл к семи основным моти
вациям, на основании которых
и предлагаю создать новую уни
версальную классификацию.
Популярная музыка
Создаётся людьми, которые
желают для своей музыки мак
симально возможного охвата
слушателей. Поскольку невоз
можно знать изначально, какой
жанр приведёт тебя к успеху,
в самом начале популярная му
зыка может звучать как угодно.
Но по мере взросления поп
артист делает всё, чтобы охват
увеличивался — меняет жанры,
пробует новые музыкальные
формы, тембры, аранжировки.
Поп музыку не так легко распоз
нать, но при определённомопы
те можно.
Оригинальная музыка
Унекоторых авторов есть не
преодолимоежелание отличать
ся от других, быть узнаваемыми.
Они не готовыбыть «однимииз»,
их главная цель — быть единст
венными и неповторимыми.
С этой целью они готовы посто
янно совершенствовать «собст
венное лицо» на пути к уникаль
ности. Отсеивают то, что может
вызывать ассоциации с другими
исполнителями, создают новые
стили или хотя бы смешивают
старые в оригинальных пропор
циях, используют новыеилидав
но забытые приёмы.
Поэтическая музыка
Естьмузыканты, для которых
слово играет ключевую роль,
а музыка должна лишь хорошо
его дополнять. Наиболее яркий
пример — рэп музыка. Но да
вайте не забудем и бардовскую
песню, и так называемые рус
ский рок и русский шансон. Во
обще, вРоссии, гдепоэт—боль
ше, чем поэт, этот вид музыки
более чем актуален.
Музыка настроение
Создание определённого
настроения, эмоционально ста
бильного состояния—цельмно
гих музыкантов. Не будем забы
вать, что музыка — отличный
фон для многих видов деятель
ности, а ещё этоодноиз средств
адаптации, терапия, помогаю
щая мозгу настроиться на «нуж
ную волну», найти гармоничное
состояние.
Экспериментальная му
зыка
Музыка как средство от ску
ки—это о тех, кто физически не
может терпеть, когда на протя
жении нескольких тактов подряд
ничего не происходит. Музыкан
ты экспериментаторы обяза
тельно в неожиданном для вас
месте используют неожиданный
приём — смену гармонии, рит
ма, темпа, тембра или смысла.
Экстремальная музыка
Музыканты, как и всеосталь
ные люди, могут быть раздраже
ныиагрессивны, ведьмногимиз
нас так непросто терпеть соци
альныерамкиилиприродныеог
раничения, которыемешают нам
адаптироваться как следует.
Экстремальная музыка — спо
соб выплеснуть накопившуюся
злость с помощью громких зву
ков, вокальных манер, гранича
щих с криком (скриминг, гро
улинг), нецензурной лексики.
Стильная музыка
Некоторые авторы в первую
очередь являются ярыми по
клонниками
определённого
стиля. Это может быть музы
кальный стиль, стиль жизни,
а чаще всего — и то, и другое.
Всему этому часто сопутствует
любовь к определённым брен
дам инструментов, внимание
к малейшим деталям, способ
ным приблизить собственное
звучание к идеалу. Воссоздавая
определённые эстетики, музы
канты стилизаторы чувствуют
себя счастливыми. Давайте сно
ва вспомним друга, который
«лучше всех играет блюз». Оче
видно, этот самый друг при
надлежал именно к категории
апологетов стиля. Кстати, часто
бывает, что на пути к идеалу му
зыканты стилизаторы создают
собственныйболее менее узна
ваемый стиль, поэтому нельзя
говорить о них как о подражате
лях или имитаторах, но и к ори
гинальным авторам в этом слу
чае их сложно отнести.
Вот, мы их и перечислили —
семь основных мотиваций, каж
дая из которых доминирует при
создании музыки в душе того
илииногоавтора. Эта классифи
кация — не просто плод фан
тазии и теоретизация, она уже
используется при составлении
номинацийпремии«Лучшийаль
бом андеграунда Петербурга»
и очень хорошо помогает избе
жать жанровых противоречий.
Приглашаю всех ознакомиться
с классификацией в действии по
ссылке
vk.com/bestalbum2015
.
Ваши вопросыи темыдля
обсуждений выможете
присылать на
или в личных сообщениях
«ВКонтакте» по адресу
vk.com/spbmusic.ilya.
Больше информации обомне
имоих проектахможно
получить на isakmarov.ru.
Успехов, на связи!
Илья Сакмаров
Фото из личного архива Ильи САКМАРОВА
Классификация музыки
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,...32
Powered by FlippingBook