St. Petersburg Musician Magazine 05(141) - page 21

БАЯН
21
В
ладимир Хмелёв
профессиональный
баянист,
однако
у слушателей он
давно уже ассоции
руется не только с баяном,
но и с многими другими, пре
имущественно народными, ин
струментами.
После окончания Уральской
консерватории им. М. П. Му
соргского он работал в Сверд
ловской филармонии в ансам
бле народных инструментов,
который в 1979 году стал лауре
атом Всесоюзного конкурса
артистов эстрады. С 1980 году
Владимир живёт и работает
в Санкт Петербурге, в настоя
щее время — в Ленинградском
областном колледже культуры
и искусства.
С различными коллектива
ми ему удалось побывать не
только в разных регионах Рос
сии, но и в Сербии, Индии, Лао
се, Вьетнаме, Бразилии, в стра
нах Европы.
Коллективы, в которых ныне
выступает и записывается Вла
димир—ансамбль казачьейпес
ни
«Сакма»
, трио
«Радуйся»
, ор
кестр
«Мелодия»
. В нынешнем
годуонбудет участвоватьвжюри
конкурса
«Казачья вольница»
.
— Владимир, ваш основ
ной инструмент — баян. Рас
скажите о нём.
— В настоящее время
я пользуюсь, в основном, дву
мя инструментами.
На работе в Ленинградском
областном колледже культуры
и искусства я играю в оркестре
и ансамблях на заказном баяне
«Тула»
, приобретённом колле
джем. Мне нравится мягкий
бархатный тембр инструмента,
глубокие и насыщенные басы,
хороший ответ — то есть инст
румент сразу звучит при нажа
тии кнопок и раздвигании меха.
При этом имеется широкий ди
намический диапазон звучания
от самых тихих до самых гром
ких звуков.
Если же надо играть не на
сцене, а на каком нибудь мас
совом мероприятии, на улице,
стоя или на ходу, я беру инстру
мент попроще, а главное — по
легче. Это простой баян массо
вого производства, который
раньше назывался
«Тульский»
.
Он имеет довольно громкое
и несколько пронзительное
звучание. Его хорошо слышно
на улице и, что очень важно, он
почти не подвержен влиянию
атмосферных осадков. Я играл
и в дождь, и в снегопад, но ин
струмент от этого не испортил
ся. А купил я его лет 7 назад по
счастливой случайности в скуп
ке всего за 450 рублей.
— Как Вы представляли
себе свою дальнейшую му
зыкальную карьеру, когда
только учились играть на ба
яне — например, в детстве?
Думали ли тогда, что обрати
тесь к народной музыке?
— Когда я учился играть на
баяне в 1962 1976 годах в трёх
учебных заведениях — музы
кальной школе, музыкальном
училище и консерватории —
было много концертирующих
баянистов. Я всегда ходил на их
концерты и мечтал когда ни
будь тоже выйти на большую
сцену. Потом так и получилось,
когда я работал в Свердловской
(ныне Екатеринбургской) фи
лармонии с 1976 по 1980 год.
К народной музыке я при
общался постепенно, а когда
переехал в Ленинград в 1980
году, поступил на работу в Ин
ститут культуры на кафедру
русского народного хорового
искусства. Стал выезжать в
фольклорные экспедиции, за
писывать наигрыши на гармо
ни, балалайке, пастушьих рож
ках... Ещё будучи студентом,
я играл в оркестре на разных
струнных народных инструмен
тах—балалайках, домрах... По
том, работая в филармонии,
стал играть на свирели, жалей
ке, ложках, трещотках, свистеть
на бересте. На гармони и пас
тушьем рожке научился играть
в экспедициях в Тихвинский
и Волховский районы.
— Расскажите, пожалуй
ста, об инструментах, кото
рыми пользуетесь сейчас.
—Я сейчас пользуюсь теми
духовыми и ударными инстру
ментами, которые имеются
в колледже. Некоторые из них
были изготовлены на заказ, не
которые подарены коллегами
из других колледжей. Играя
в оркестре, я использую свире
ли, жалейки, трещотки, ложки...
В ансамбле «Сакма» у нас даже
есть целый инструментальный
номер «Камаринская». Там как
раз задействованы различные
ударные и духовые инструмен
ты. Мне трудно назвать изгото
вителей этих инструментов, так
как я сам не занимался их при
обретением.
Давать характеристику каж
дому инструменту—это долгая
история. Скажу лишь одно:
к каждому из них надо привык
нуть — как держать, как уда
рять, как вдувать воздух... Это
требует много времени, а его,
как всегда, не хватает.
— Вы ведь играете и на
предметах, которые, вроде
бы, не предназначены для
музицирования. Это для вас
шутка или серьёзная по
пытка расширить звуковую
палитру?
— Как говорил мой учитель
в области инструментоведения
Игорь Владимирович Маци
евский
, «музыкальным инст
рументом можно назвать лю
бое звуковое орудие, которое
сознательно используется в ка
честве музыкального инстру
мента». В экспедициях нам рас
сказывали и демонстрировали
такие музыкальные инструмен
ты как ведро, таз, печная за
слонка, самоварная труба,
прялка, решето... И действи
тельно, если ложки считаются
музыкальным инструментом,
чем хуже эти? Они от народа.
И пила, и коса тоже. Кто до чего
додумается...
—Сейчас вы занимаетесь
только казачьей песней? Или
делаете что то и в других на
правлениях? Если нет, то хо
тели бы?
— Сейчас я занимаюсь не
только казачьей песней. В кол
ледже мы играем произведе
ния различных стилей и жанров
оркестром, различными ансам
блями, поём разные песни, ро
мансы и так далее. Год назад
мы с группой студентов радо
вали ветеранов их любимыми
военными песнями, специаль
но разучив их к 70 летию Побе
ды. Ещё мы с двумя певицами
уже несколько лет поём украин
ские песни на чистом украин
ском языке. Кстати, есть очень
много песен кубанских казаков,
которые тоже поются на укра
инском языке — взять хотя бы
известную «Маруся, раз, два,
три...».
—Как появился ансамбль
«Сакма»?
— Корни ансамбля «Сакма»
находятся в нашем Ленинград
ском областном колледже куль
туры и искусства. Раньше там
была специализация «Руко
водитель фольклорного ансам
бля». Мы занимались фольк
лором, но состав групп был
разным. Где то почти не было
мальчиков, а где то, наоборот,
была сильная мужская группа.
Таким образом «женские» груп
пы, как правило, осваивали
традиции, где преобладает
женское пение, а «мужские» —
казачьи традиции. Суть не
в этом. Познания большинства
молодых людей в народной
песне ограничивались «Калин
кой малинкой». Зато, когда они
сначала слышали, а потом
и сами начинали петь народные
песни, приходили восторг и же
лание заниматься именно этим
видом творчества. Короче го
воря, ядро ансамбля «Сакма»
сформировалось ещё в студен
ческие годы, а дальнейшая дея
тельность — это заслуга руко
водителя коллектива
Анатолия
Валерьевича Пономарёва
.
Гораздо труднее сохранить кол
лектив, чем создать.
— Расскажите о конкурсе
«Казачья вольница». Как вы
попали в жюри?
— В жюри конкурса «Ка
зачья вольница» я попал по
приглашению Анатолия Ва
лерьевича Пономарёва ещё
в прошлом году, когда конкурс
дебютировал. Я давно занима
юсь казачьей песней. Знаю
много песен, много коллекти
вов, которые ещё в 70 е годы
XX века осваивали традиции ка
зачьего пения. Это и ансамбль
народной музыки
Дмитрия
Покровского
, ансамбль п/у
Андрея Кабанова
, ансамбли
«Казачий круг»
,
«Край»
и так
далее. Отличительной чертой
этих коллективов было стремле
ние передать традиционную ка
зачью песню в первозданном
виде. Участники этих ансамблей
специально занимались верхо
вой ездой, чтобы ощутить, как
должна звучать походная каза
чья песня верхом на коне.
Сейчас многие стремятся
внести современные ритмы,
интонации. Я не против этого,
но надо соблюдать меру. При
ятно было услышать подлинное
звучание казачьей песни в ис
полнении ансамбля
«Вере
сень»
из Тамбова, который стал
победителем прошлогоднего
конкурса «Казачья вольница».
Надеюсь, мы и в этом году ус
лышим казачьи песни в подоб
ном звучании — конкурс будет
проходить с 18 по 20 мая, а га
ла концерт состоится 21 мая
в ДК им. Газа.
Беседовал
Игорь ЛУНЁВ
«Мой баян хорошо слышно на улице и, что очень важно,
он почти не подвержен влиянию атмосферных осадков...»
Фото из личного архива Владимира ХМЕЛЁВА
Владимир Хмелёв
Электронная версия журнала
1...,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,...32
Powered by FlippingBook