St. Petersburg Musician Magazine 03-04(140) - page 17

Г
оспода музыканты! Зна
кома ли вамтакая техни
ка игры на гитаре как
фингерстайл? Наверня
ка, что то об этом вы
слышали. По крайней мере, та
кие имена как
Честер Эткенс
и
Томми Эммануэль
, думаю,
вам знакомы. Приверженцы
этой техники есть во всём мире.
Россия — не исключение. В на
шем городе живёт уникальный
гитарист, композитор и аранжи
ровщик
Данис Щербаков
,
который виртуозно владеет этой
сложной техникой.
— Данис, где и у кого вы
учились?
—Первым учителем для ме
ня стал отец. Я брал гитару, пы
тался что то сыграть, но у меня
не получалось ничего. И тогда
я шёл к отцу, чтобы он мне
показал что нибудь. До сих пор
помню риф из песни
Deep
Purple
… Тогда я учился в кадет
ском классе 9А, и мой отец со
здал ансамбль — я и трое моих
одноклассников. Так комне в ру
ки попала электрогитара. Я фа
натично окунулся в мир музыки.
Так как нотной грамоты я не
знал и не ходил в музыкальную
школу, я всё играл по слуху. Но
в то время у простого парня, ко
торый живёт в посёлке, не было
много возможностейразвивать
ся… Я подключал магнитофон
к телевизору и записывал куски
гитарных соло на кассету. Вско
ре отец привёз видеошколу
с лучшими американскими ги
таристами. Называлась она
StarLicks
. В общем, кое что из
мира электрогитары я уже знал
тогда.
Следующим серьёзным ша
гом в моём образовании стало
поступление в Республиканское
Училище культуры городаИжев
ска. Мне повезло — я попал
к очень одарённому преподава
телю
Вадиму Шамаеву
. Это
действительно
талантливый
человек, который смог саммно
гое постичь в гитаре как педагог.
Он раскрыл мне классическую
гитару. За три года плодотвор
ной работы мы добились хоро
ших результатов. Так потихоньку
из меня получался уже класси
ческий музыкант.
Настало время поступать
в вуз, и в 2002 году я поступил
в Казанскую консерваторию.
В её стенах я получил фунда
ментальное классическое обра
зование, и мне опять повезло—
я попал к хорошему человеку
и музыканту композитору гита
ристу
ВиталиюХарисову
.
— Вы талантливый музы
кант. Иоганн Бах считал, что
90% таланта — это усердие.
Что вы думаете по этому по
воду? И откуда, по вашему,
берётся талант?
—Да, я полностью согласен
сБахом, что 90%—это усердие,
10%—талант. Наверное, можно
поставить и другое процентное
соотношение, нодело в том, что,
если не соблюсти эти пропор
ции, то, как правило, мало что
получается…Здесь, как и в про
фессиональном спорте, важна
дисциплина: занятия каждый
день. За каждым большим име
нем стоит много труда, который
на первый взгляд и не виден во
все. Бог каждому даёт опреде
лённые таланты, задача челове
ка — довести способности до
совершенства и подарить лю
дям радость. В нашем случае
музыкант делится своиммиром,
и это очень важно, что именно
своим… Но талант требует мно
го самоотдачи, а иной раз необ
ходимо и полностью отдаться
искусству. Иначе трудно что то
родить.
— Вы выбрали для себя
исполнительскую
технику
фингерстайл. Почему?
— Фингерстайл я не выби
рал, скорее, он сам меня вы
брал. Учась на V курсе консер
ватории (в 2006 году), я увидел
записи австралийского гита
риста ТоммиЭммануэля... Буду
чи классическим гитаристом,
мне было трудно понять, как по
лучается такая музыка на его ги
таре... Я был заворожён! Я по
нял, что без его музыки я уже не
смогу жить. Но надо было окан
чивать консерваторию... Я дол
жен был играть классическую
музыку, так как впереди были
ГОСы. Подготовка требовала
много времени, и я должен был
уделять его классической гита
ре... Номузыка Томми не давала
мне покоя, по ночам я сидел
с гитарой и по нескольку раз
прослушивалодну и тужеего за
пись. После окончания консер
ватории я твёрдо решил зани
маться акустической гитарой.
Как было трудно заставить
себя избавиться от ногтей на
правой руке, которые использу
ются при звукоизвлечении на
классике... Но я это сделал. По
сле этого у меня уже не было
шансов продолжать карьеру
классического гитариста.
Я ушёл в глубокое «подпо
лье» на год полтора, погрузив
шись в изучение музыки Томми
Эммануэля. Так как запись его
видеоконцерта у меня была
единственной, я заслушалеё «до
дыр». Утром, едва встав, я сразу
включал Томми... Что бы я ни де
лал (ел, мыл полы и так далее),
целыми днями звучала его за
пись. Я изучал эту музыку как
иностранный язык. Год спустя
я знал каждую деталь этого кон
церта...
Прошло несколько лет —и я
стал сочинять уже свои пьесы.
В жизни судьба занимает
очень важное место. Однажды
после концерта ТоммиЭммануэ
ля в Казани мне представилась
возможность показать свою му
зыку мастеру. Я сам не ожидал
такой реакции от Томми. Ему
очень понравились мои пьесы,
особенно «Русские байки». По
сле того, как я сыграл, он пред
ложил мне интересную вещь —
ему захотелось записать на ви
део «Русскиебайки» иотправить
организаторам фестиваля
Чета
Эткинса
в Америку, в Нэшвилл.
Томми сказал, что я буду пред
ставлять Россию на этом фес
тивале. Конечно, я был очень
счастлив! Пусть это и не произо
шло по некоторым причинам, но
для меня большая честь, что
Томми Эммануэль высоко оце
нил мою музыку… Та встреча
укрепила во мне веру в то, что
я делаю, и до сих пор вдохнов
ляет меня.
—Можноливыделитьрус
ский фингерстайл? И чем он
отличается от, например,
американского?
— Вообще, к фингерстайлу
я отношусь как к технике игры,
это такое общее слово для тех,
кто играет пальцами на гитаре.
«Фингерстайл» дословно пере
водится как «стиль пальцев».
В своей музыке я использую ча
ще медиаторную технику, ком
бинированную с пальцами —
«fingerpicking» («пальцыимедиа
тор»). А если рассуждать о том,
чемотличается русскийфингер
стайл от американского, то, я ду
маю, только репертуаром... Что
бы появилось и укрепилось
такое понятие как «русскийфин
герстайл», нужно, чтобы гита
ристы обращали внимание на
нашу русскую музыкальную
культуру. Без репертуара не мо
жет сложиться отдельный стиль.
Посмотрите, что творится в Ин
тернете: вся молодёжь играет
популярную американскую му
зыку, я ещё ни разу не слышал
ни одного парня, который сде
лал бы аранжировку, например,
русской народной темы. Это та
кой менталитет у нас? Неужели
мы можем только смотреть на
то, как нам предлагают сыграть
готовые западные песни одно
дневки?!
Вы посмотрите, как разви
вался американский фингер
стайл — и станет всё понятно.
Американский гитарист Чет Эт
кинс, один из основателей этого
стиля, перекладывал на гитару
песни, которые были у всех на
слуху и тоже были народными
в каком то смысле. Его реперту
ар был составлен очень грамот
но — из золотых мелодий, ко
торые прошли сквозь время.
Я веду к тому, что репертуар не
возможно составить из песен
однодневок, за нимдолжна быть
культура народа.
— Общаетесь ли вы с оте
чественными и зарубежными
музыкантами, которые также
являются приверженцами
этой техники?
— Да, общаюсь. Иногда мы
играем вместе. Вот уже второй
год мы собираемся на фес
тивале акустической гитары
в Санкт Петербурге. Участники
фестиваля в этом году — моло
дые и талантливые музыканты.
Это
Алексей Носов
,
Никита
Болдырев
, дуэт
Ярушкин$Ак$
сёнов
,
АлександрМисько
.
— На каком инструменте
вы играете и почему выбрали
именно эту гитару?
— Я играю на инструменте
австралийскойфирмы
Maton
EBG808Artist
. Это один из луч
ших электроакустических инст
рументов в мире. Благодаря
Томми Эммануэлю эта гитара
доработана до такого состоя
ния, в котором она находится
сейчас. Вней великолепно соче
таются звукоснимателиимикро
фон. Саминструмент имеет бла
городный глубокий тембр.
— Как вы подзвучиваете
акустику на концертах?
—Как раз недавно я стал ли
цомитальянской компании
Acus
вРоссии. Этонебольшая семей
ная компания, которая делает
комбикидля акустических гитар.
Играть на этом комбике — про
сто радость!
— Пробовали ли вы когда
нибудь играть на электро
гитаре?
— На электрогитаре я играю
с тогомомента, как только начал
учиться... Мне очень нравятся
кантри, блюз, джаз, поэтому
и продолжаюиграть на электро
гитаре. Моя вторая гитара —
Fender Telecaster
. На ней я иг
раю, конечно, реже, чемна акус
тике, но всегда с удовольствием.
— В 2013 году вышел ваш
сольный авторский альбом
«Внизпореке». Готовителивы
новый альбом?
—Уменя уженакопилисьра
боты для нового альбома, но пи
сать его пока не планирую. Сей
час актуальность аудиоформата
прошла — в основном, я наблю
даю интерес к видеороликам.
Появились, на мой взгляд, удач
ные аранжировки русской музы
ки («Извозчик», «Одинокая гар
монь», хор из оперы «Князь
Игорь»), авторская композиция
«Ангел», аранжировка на песни
Queen
.
—Гдеикогдавближайшее
время вас можно услышать?
— 16 апреля пройдёт кон
церт вМоскве, а 17—вБрянске.
Беседовала
Татьяна ЯЦЕНКО
16 àïðåëÿ Äàíèñ Ùåðáàêîâ
äàñò êîíöåðò â Ìîñêâå,
à 17 — â Áðÿíñêå
Данис Щербаков
«Для меня большая честь, что Томми Эммануэль высоко оценил мою музыку...»
Фото из личного архива ДанисаЩЕРБАКОВА
1...,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,...32
Powered by FlippingBook