St. Petersburg Musician Magazine 02(139) - page 12

С
крипачка
Полина
Фоминцева
роди
лась в Санкт Пе
тербурге, окончила
консерваторию им.
Н. А. Римского Корсакова, ра
ботает в группе первых скрипок
Михайловского театра, также
выступает соло и в составах ка
мерных ансамблей.
Но серьёзная музыкальная
карьера не мешает Полине так
же серьёзно увлекаться и, каза
лось бы, совсем далёкими де
лами, оно из которых — благо
творительная пекарня: Полина
печёт на заказ торты и другие
сладости, а весь доход от них
перечисляет вфонд помощи со
циально незащищённым граж
данам «Нужна помощь».
Однако в ходе нашей бе
седы выяснилось, что музыка
и кондитерское дело очень да
же могут пересекаться...
— Вы ведь занимаетесь
музыкой с детства. В томвоз
расте вам хотелось осваи
вать инструмент? Апозжебы
ло желание бросить?
Заниматься на скрипке
я начала не по принуждению—
сама захотела. Несмотря на то,
что мои родители не музыкан
ты, мы часто ходили в театр, на
концерты в филармонию, дома
мама включала записи разных
музыкальных произведений.
С детства помню скрипичный
концерт
Мендельсона
. Это
было моим любимым произ
ведением, которое я позже сы
грала сама и была этому бе
зумно рада!
Конечно, скрипка — не са
мый простой инструмент, осо
бенно на начальном этапе. Этот
жуткий звук маленького фаб
ричного инструмента, вечно
ползущая интонация, постанов
ка рук, медленные и плавные
смены смычка... Сама поза му
зыканта со скрипкой достаточ
но противоестественная. А ког
да тебе 6 лет и концентрировать
внимание достаточно сложно,
то без дополнительной мотива
ции не обойтись. К счастью,
у меня была мотивация. Я со
вершенно не боялась сцены
и просто обожала выступать.
Помню, на своём первом вы
ступлении уговорила педагога
исполнить дважды одно и то же
произведение и решила тогда
про себя, что это самый счаст
ливый день в моей жизни.
— Как лучше прививать
ребёнку интерес к инстру
менту имотивировать его по
том не прекращать занятия?
Вообще, как вам кажется, ру
тина при освоении инстру
мента неизбежна?
Скрипка — очень слож
ный инструмент на этапе освое
ния. Один процесс постановки
корпуса и рук чего стоит! Сна
чала ребёнка учат держать
скрипку без помощи рук, потом
ставят левую руку, затем осваи
вается игра щипком, и только
после этого добавляют смычок,
на котором, кстати, всё это вре
мя отдельно выполняют массу
упражнений. Интонация, ввиду
отсутствия клавиш или ладов,
тоже является сложностью как
на начальном этапе, так и в те
чение всей жизни. И в то время,
как пианисты осваивают поли
фонии, мы продолжаем рабо
тать над интонацией и красотой
звукоизвлечения.
Рутина, к сожалению, неиз
бежна, и, возвращаясь к вопро
су, хочу сказать, что для детей
всегда нужно находить дополни
тельную мотивацию. Понаблю
дайте за ребёнкоми подумайте,
что может его привлечь —
к примеру, возможность сыг
рать произведение, услышан
ное на записи, или ближайшее
выступление на сцене... Пока
жите ребёнку другие инстру
менты и предложите создать
ансамбль с друзьями из му
зыкальной школы. Участвуйте
в процессе, слушайте больше
музыки вместе, рассказывайте
о жизни композиторов, сочине
ния которых он играет. Будьте
увлечены сами — ребёнок по
следует вашему примеру.
— Расскажите, пожалуй
ста, о скрипке, на которой
играете сейчас.
Скрипка моя старше меня
всего на один год. Это работа
замечательного петербургско
го мастера
Владимира Андре
евича Якименко
. Я играю на
этом инструменте уже более 10
лет. Пока менять не планирую.
У моей скрипки яркий сольный
звук и хороший тембр. Большой
ценностьюсчитаютсястаринные
инструменты таких мастеров
как
Страдивари
и
Гварнери
. Но
нужно отметить, чтои современ
ные мастера делают хорошие
инструменты.
Струны я использую марки
Evah Pirazzi
.
— Вам как исполнителю
важен характер произведе
ния? Какие произведения
вам лучше удаются?
Да, характер музыки
очень влияет на меня. К приме
ру, я не люблю салонную музы
ку. И из за того, что она не тро
гает меня как слушателя, мне
трудно понять и почувствовать
её при исполнении. Делаю это
через силу. То же самое и с му
зыкой, где на первый план ком
позитором поставлена техника,
а не художественный замысел.
К примеру, записи Паганини —
редкость в моем плей листе.
А вот бельгийским скрипачом
и композитором
Эженом Изаи
заслушиваюсь. У него есть
шесть сонат для скрипки соло,
которые я мечтаю записать.
Они безумно трудные с техни
ческой точки зрения, но в них
столько образов, красок, нео
бычных тембров и характеров,
что техника становится лишь
средством выражения.
— В каких составах вам
больше нравится играть? Как
вы думаете, со звуком како
го инструмента лучше соче
тается звук скрипки?
Я очень люблю играть ка
мерную музыку. В небольших
составах, таких, как трио или
квартет, возникает ощущение
единого целого с музыкантами.
В какие то моменты нужно
уметь отпускать и уходить на
второй план, а иногда, наобо
рот, брать инициативу и вести
за собой ансамбль. Это очень
интересный процесс взаимо
действия. Соло тоже люблю иг
рать, особенно с оркестром.
Но это большая роскошь! А на
счёт сочетания скрипки с други
ми инструментами — не пове
рите: когда то я открыла для
себя трио
Брамса
для скрипки,
фортепиано и валторны. Никог
да не думала, что скрипка и вал
торна—это настолько красивое
сочетание! Обязательно послу
шайте!
— Какая музыка вас вдох
новляет?
Всегда было трудно отве
чать на вопрос о любимом ком
позиторе. Восприятие музыки
очень зависит от настроения
и происходящих в жизни собы
тий. Был период лет в 16, когда
я слушала прелюдии
Шопена
и читала в качестве «приправы»
новеллы
Цвейга
. Потом было
время сильных переживаний —
и я истязала себя симфониями
Шостаковича
,
Достоевским
и
Цветаевой
. Как то всё в од
ной связке с писателями…Сей
час мне ближе музыка периода
барокко, классический период
и ХХ век. Очень люблю
Баха
.
Наверное, это единственный
композитор, которого я могу
слушать в любом настроении
и в любое время суток.
—В каких жанрах вы хоте
ли бы себя попробовать?
О жанре не скажу… А вот
более глубоко погрузиться
в стилистику барокко и научить
ся играть на барочной скрипке
с жильными струнами я бы
очень хотела. Это называется
аутентичной манерой исполне
ния — когда современные му
зыканты стремятся к наиболее
достоверному исполнению ста
ринной музыки.
— У вас есть благотвори
тельная пекарня. Представ
ляете ли вы, как можно сов
местить два ваших занятия
в одном проекте?
Да, вы попали в точку, за
давая этот вопрос. Я уже начала
проводить домашние концерты
в пользу калининградского про
екта
«СуперМама»
— там жен
щины волонтёры ухаживают за
детьми сиротами, попавшими
в больницы. Билет на такой кон
церт — это заказ благотвори
тельного торта или пожертвова
ние. То есть получается три
в одном: интересный концерт
необычного формата, вкусный
торт и помощь детям.
Беседовал
Василий ФЁДОРОВ
«Никогда не думала, что скрипка и валторна —
это настолько красивое сочетание...»
Фото из личного архива Полины ФОМИНЦЕВОЙ
Полина Фоминцева
Ïîëèíà Ôîìèíöåâà õîòåëà áû íàó÷èòüñÿ èãðàòü
íà áàðî÷íîé ñêðèïêå ñ æèëüíûìè ñòðóíàìè
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,...32
Powered by FlippingBook